'>

Сибневеста.ру

Всё о свадьбе в Сибири

Структура свадебного обряда

Создание новой семьи в крестьянском быту никогда не являлось событием узким, внутрисемейным — оно принадлежало к числу ритуалов общественной значимости. В эпоху средневековья русский свадебный обряд состоял из двух самостоятельных частей: церковного обряда — венчания и следовавшего за ним традиционного свадебного пира — «веселья». Последний был строго обязательным; брак, заключенный только посредством венчания, по мнению народа, считался недействительным. Еще в XV — XVI веках были широко распространены браки, не освященные церковью. Представители всех слоев общества, включая великих князей и царей, соблюдали традиции народной свадьбы, уходящие своими корнями в глубокую древность.Cоздание новой семьи в крестьянском быту никогда не являлось событием узким, внутрисемейным — оно принадлежало к числу ритуалов общественной значимости.

В эпоху средневековья русский свадебный обряд состоял из двух самостоятельных частей: церковного обряда — венчания и следовавшего за ним традиционного свадебного пира — «веселья». Последний был строго обязательным; брак, заключенный только посредством венчания, по мнению народа, считался недействительным.

Еще в XV — XVI веках были широко распространены браки, не освященные церковью. Представители всех слоев общества, включая великих князей и царей, соблюдали традиции народной свадьбы, уходящие своими корнями в глубокую древность.

Постепенно происходило слияние обеих частей свадебного обряда — языческого и православного. Все большее значение на всех его этапах приобретала христианская символика: иконы, кресты, святая вода, венчальные свечи.

К началу XX века русский свадебный обряд представлял собой сплав различных исторических традиций.
Свадебные обряды различных регионов России имели свои локальные особенности. Вместе с тем, при всем многообразии вариантов существовали общие, характерные для обряда в целом черты.

К браку всегда относились очень ответственно, поскольку женились и выходили замуж, как правило, один раз в жизни. Разводы в крестьянской среде были большой редкостью, они осуждались сельской общиной, так же, как осуждались те, кто не вступал в брак в установленное обычаем время. Это нашло отражение в фольклоре: «Идучи на войну — молись, идучи в море — вдвое, хочешь жениться — молись втрое»; «Женитьба — вещь добрая, она от бога показана»; «Женитьба — вещь добрая, поиграв, на спичку не повесишь».

Свадебный обряд представлял собой продолжительное театрализованное действо с большим количеством участников. В нем четко прослеживается несколько основных этапов:

1. Сватовство (сватанье);
2. «Смотрины»;
3. Сговор;
4. «Дворосмотрение»;
5. «Запоины» («обручение», «заручины»);
6. «Молодешник» и «девичник»;
7. Венчание.

Как правило, сама свадьба длилась три дня. Первый день, называвшийся свадебным, княжим, горячим, был самым значимым. Утром в дом невесты приезжал жених со своей свитой, родители благословляли молодых. Благословение являлось строго обязательным моментом свадебного ритуала. Невесту обычно благословляли иконой — образом Богоматери, жениха — образом Спасителя, иногда — Николы. Вообще же, покровителями брака в крестьянской среде являлись святые Козьма и Дамиан.

По своей структуре свадьба соответствует схеме обряда инициации: она подводит черту под прошлым и закладывает основы будущей жизни. С этой точки зрения главным субъектом переходного обряда оказывается невеста, поскольку именно она, а не жених, подвергается основным испытаниям и переживает глубокие перемены. Этнографы отмечают резкий контраст между первой и второй частью свадебного обряда: если первая проникнута грустью, тревогой, неуверенностью, то во второй части, которая следует за брачной ночью, царят веселье и радость. Другими словами, первая часть обряда посвящена символической смерти и погребению девушки, а вторая — ее возрождению в качестве замужней женщины, прошедшей инициацию.

Свадьба — это проверка основных ценностей, испытание не только вступающих в брак, их семей, но и всего сообщества в целом, так как новый брак изменяет структуру сообщества и подтверждает, сакрализует новый порядок.

Во время свадьбы заново происходит перераспределение счастья и доли как при разделе хлеба, так и при перемене девичьей прически. Как убедительно пишет А.К. Байбурин: «Если судить о понятии доля только по родительской обрядности, то можно было бы полагать, что доля дается человеку один раз на всю жизнь. Свадьба и некоторые другие обряды (например, новоселье) убеждают в том, что на каждом (отмеченном ритуалом) этапе жизни человек наделяется новой долей, точнее, как бы еще одной долей, еще одной степенью несвободы, неволи. Это согласуется с тем, что понятие «век» (жизнь от рождения до смерти) применяется для обозначения не только всей жизни, но и отдельных ее этапов («девий век», «бабий век»), то есть человек проживает несколько жизней. Применительно к браку слово «доля» получает и конкретное наполнение, оно значит «суженый», «суженая», «супруг», «супруга».

Раздача доли происходит и в годовом цикле. Так, в пасхальную ночь нельзя спать под страхом проспать свою долю.

1,424 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

So, what do you think ?

You must be logged in to post a comment.